Тело и движения
Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мышцы тела через нервные окончания посылают сигналы в соответствующие нервные центры головного мозга, которые, в свою очередь, посылают сигналы напряжения обратно в мышцы. В результате скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же в себе человек раскрепощен и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты. В таком человеке чувствуется страх — не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею.
Поэтому очень важно научиться расслаблять свое тело и сбрасывать лишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взором время от времени просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтобы только не упасть. Плюс к этому хорошо помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубоких вдохов и выдохов. Осанка
Прямая осанка трактуется людьми как признак уверенного в себе человека, сутулая — признак неуверенного. Сутулый человек своей осанкой как бы «сообщает» другим: «Мне неловко перед вами, и мне вообще-то сейчас сжаться и спрятаться хочется, вы уж извините, что я тут ваше внимание забираю». Поэтому необходимо взять за правило жить с «царственной осанкой», причем даже не обязательно перед публикой — тогда это войдет в хорошую привычку. Для этого при ходьбе или стоя приучите себя «подвешивать» на ниточку, как марионетку, за затылок, устремляясь всем телом вверх.
Перенапрягаться в этом порыве не стоит — это не должно выглядеть неестественно. Плечи же, чтобы не сутулились, «надевайте» на «плечики», как пиджак — вверх и назад — и оставляйте их в этом положении. Сначала тело будет возвращаться в привычную для него норму, но регулярно вспоминайте про правильную осанку и формируйте в себе эти новые привычки, и тогда старые привычки вытесняться.
Голос
Прерывающийся, сдавленный, слишком тихий голос с робкими интонациями сразу выдает неуверенность человека. Поэтому хотя бы за секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, эмоциональным наполнением вы хотите сказать и тогда вы будете более застрахованы от предательских «петухов» в своей речи. Кроме того, более низкий тембр речи производит более уверенное впечатление на собеседника.
Сравните голос генерала Лебедя и шахматиста Анатолия Карпова. При всем уважении к упомянутым персонам, более внушительно выглядеть (если можно так сказать про голос) будут слова обладателей низкого тембра.
Хотя природные возможности у всех разные, приучайте говорить себя больше не «горлом», а рождать звучание из центра груди. Ищите в себе именно «грудные» нотки — тогда тембр голоса приобретет более низкий окрас. Субъективно будет ощущение, что вы звучите своей грудной клеткой.
Речь
Если вы говорите быстро, торопливо «выстреливая» слова, знайте, что вас будут воспринимать как человека неуверенного. Поскольку у слушателя возникнет ощущение, что вы хотите побыстрее договорить, отделаться, отмучаться и убежать, наконец. Другими словами, торопливая речь производит легковесное впечатление. Конечно, если вы цедите фразы ужасно медленно, с трудом подбирая слова, как турист, только что выучивший четыре пункта из разговорника — вас просто физически трудно будет слушать. Оптимальный темп речи от 100 до 150 слов в минуту.